Ранее мы рассказывали о требованиях к организации рентген-кабинетов.
Рентгеновский аппарат
Перед выбором оборудования для рентгеновского кабинета руководство медучреждения должно определить:
- цели и задачи, которые стоят перед отделениями рентгенологической диагностики;
- назначение аппаратов;
- состав исследований, которые планируется проводить.
На основании этого определяются технические характеристики оборудования, а также возможности его размещения в рентген-кабинете медучреждения.
Рентгеновские аппараты, предназначенные для медицинского применения должны соответствовать ряду требований.
К ним относятся:
- Наличие регистрационного свидетельства от Минздрава РФ.
- Заключение органа санэпиднадзора о том, что оборудование соответствует СанПиН 2.6.1.1192-03, а также требованиям радиационной безопасности.
- Сертификат о соответствии нормативно-техническим регламентам.
После подбора модели рентгеновского аппарата и детального изучения документации на него следует согласовать его приобретение с территориальным органом санэпиднадзора. Этап согласования позволяет уточнить многие другие детали работы рентгенкабинета – согласовать сам проект, выбрать помещение и избежать проблем при организации работы.
Когда оборудование рентгеновского кабинета приобретено, администрация клиника принимает меры для обеспечения его сохранности, проследить условия его приемки, хранения, использования и списания.
До момента начала использования аппарат хранят в специально оборудованном хранилище, в которое исключен доступ третьих лиц.
Лицензия, техпаспорт
Важный этап организации работы рентген-кабинета – оформление технического паспорта. Этот документ подтверждает, что все оборудование, размещенное в кабинете, находится в надлежащем техническом состоянии. Также техпаспорт подтверждает, что условия на рабочих местах персонала соответствуют нормативным требованиям. Паспорт получают на каждый кабинет рентгенотерапии, диагностики, томографии, остеометрии и т.д.
Документ оформляет главный рентгенорадиологрегиона (города или иного населенного пункта), после чего заверяет его печатью и подписью.
Срок действия паспорта ограничен – он действует 3 года.
Допускается до трех повторных продлений. При наличии недостатков в работе и нарушений срок действия паспорта ограничивается или прекращается:
- при наличии несущественных отклонений паспорт действует от полугода до года;
- при выявлении серьезных нарушений оборудование подлежит ремонту или замене – до этого момента работа подразделения приостанавливается.
Техпаспорт необходимо заменить до окончания срока его действия в случае изменения проекта рентгенкабинета, при изменении и обновлении оборудования, а также при ремонте.
После прохождения всех предыдущих этапов медучреждение может подать документы на оформление лицензии, дающей право на работу с источниками ионизирующего излучения.
Оформлением лицензий занимается орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санэпиднадзор.
Для того, чтобы оформить лицензию на рентген кабинет, медучреждение представляет в лицензирующий орган пакет документов:
- Заявление на получение лицензии.
- Копии учредительной документации.
- Копии медицинской лицензии по направлениям работы клиники.
- Перечень оборудования, которое планируется использовать в рентгенологическом кабинете, а также копия технической документации на аппараты и санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Копии документы об образовании медперсонала, который планируется допускать к работе с источниками ионизирующего излучения.
- Квитанция об уплате госпошлины за оформление лицензии.
Предоставленные документы предварительно заверяют у нотариуса.
Лицензирующий орган проверяет документацию медучреждение на соответствие следующим условиям:
- соблюдение требования СанПиН и законодательства РФ;
- наличие помещений и сооружений, которые отвечают требованиям к рентген-кабинетам;
- соответствие условий эксплуатации и применения рентгенологического оборудования требованиям радиационной безопасности;
- наличие персонала, который обладает необходимой квалификацией для работы с источниками ионизирующего излучения, своевременное проведение аттестации по вопросам радиационной безопасности;
- наличие плана мероприятий на случай возникновения радиационной аварии.
Процедура лицензирования занимает до 60 дней, после этого принимается решение о выдаче лицензии. Лицензия выдается на 5 лет, после его она может быть продлена, если условия работы рентген-кабинета не изменились. При нарушении лицензионных требований медицинской организацией контрольный орган вправе аннулировать лицензию или приостановить ее действие.
Проверка готовности рентген-кабинета
Перед тем, как рентген кабинет будет введен в эксплуатацию, проверяют, соответствуют ли требованиям СанПиН системы:
- поддержания климата;
- шумовой изоляции;
- освещения;
- канализации;
- вентиляции;
- контроля радиационного излученияи т.д.
Подобные исследования проводят аккредитованные организации. Они проводят необходимые замеры и исследования и вносят их результаты в соответствующим акт. После окончания всех работ формируется комиссия, которая осуществляет приемку рентген кабинета и его ввод в эксплуатацию.
В состав комиссии включают представителей:
- Органа санэпиднадзора.
- Рентгеновского центра.
- Медицинской организации.
- Монтажной и строительной организации.
Комиссия определяет, соответствуют ли фактически выполненные работы проектной документации, изучают протоколы и акты проведенных исследований, проверяют наличие всех необходимых документов, которые перечислены в приложении 7 к СанПиН 2.6.1.1192-03.
Если все условия и требования выполнены, комиссия подписывает акт приемки рентгеновского кабинета в трех экземплярах:
- для уполномоченной организации;
- для рентгеновского центра;
- для медицинской организации.
Штат
Штатную численность рентгеновского кабинета определяют исходя из планируемого объема лечебно-диагностической работы и коечной мощности организации. При этом учитываются рекомендуемые штатные нормативы. Штатные нормативы для различных подразделений организации утверждает Минздрав РФ. Они фиксируются в приложениях к порядкам оказания соответствующего вида медпомощи. Если штатные нормативы для конкретного направления Минздравом не разработаны, медучреждение может сформировать собственную систему нормирования труда и на ее основе рассчитать штатную численность. В распоряжении Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года указано, что организацией может быть выбрана система нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных услуг.
Приказом Минтруда РФ № 504 от 30.09.2013 года утверждены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда.
Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293660829-19-m07-11-rentgen-kabinet